Российский бизнес. Как контрсанкции потеснили импорт

Отечественный рынок закрыт, но бизнес научился конкурировать и двигаться вперед.

Российские предприниматели все чаще жалуются на падение спроса как в родных стенах, так и на рубежом. Более 50% признали, что их продукция не способна составить сильную конкуренцию.

Тот факт, что фирмам все-таки удается реализовать товары на внутреннем рынке, говорит о невысокой конкуренции. Одна из причин – взаимная политика санкций с США и ЕС.

Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты исследования о препятствиях, которые не дают бизнесу развиваться в России.

Самая существенная преграда – низкий спрос на оказываемые услуги и производимую продукцию. Особенно остро стоит проблема в сфере строительства и торговли, а также обрабатывающей промышленности.

Импортные товары – больше не конкурент

Конкурирующий импорт уже не оказывает такого сильного давления на отечественных производителей, как это было ранее. За последние четыре года этот показатель снижался.

Отечественный бизнес все реже жалуется на жесткую конкуренцию со стороны Запада. То есть, после введения ответных продовольственных санкций и активации механизма импортозамещения российским предпринимателям стало легче и проще конкурировать.

Для отечественного бизнеса это отличная новость. А вот для российского потребителя – отнюдь. Придется кушать, пить, носить и пользоваться только своим. А такие перспективы обрадуют далеко не всех.

В то же время, 64% респондентов признались, что их продукция имеет «слабую конкурентоспособность». Основными оппонентами были названы отечественные производства, и только 20% указали на конкурентов из стран дальнего зарубежья.

Развитие российского бизнеса сдерживает и неопределенность экономической ситуации.

Что будет дальше? Какие «условия игры» предложит ЕС и Запад в следующем месяце? Как это повлияет на таможенные, налоговые и другие изменения? Даже в обозримой перспективе эти вопросы остаются открытыми.